В целях реализации Закона Республики Беларусь от 30 июня 2022 г. № 183-З «О правах инвалидов и их социальной интеграции», постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18 октября 2022 г. № 701 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь от 13 июня 2017 г. № 451», Правил обеспечения доступности для инвалидов объектов социальной, транспортной и производственной инфраструктуры, транспортных средств и оказываемых услуг, оценки уровня их доступности, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 21 ноября 2022 г. № 796, в учреждении «Территориальный центр социального обслуживания населения Буда-Кошелевского района» (далее – Центр) разработан и утвержден приказом порядок оказания ситуационной помощи инвалидам работниками Центра.
Ситуационная помощь – это помощь, оказываемая гражданину в целях преодоления барьеров, препятствующих получению услуг, оказываемых населению, наравне с другими лицами.
Все граждане, для организации работ по оказанию ситуационной помощи объединяются в пять групп с учетом специфических потребностей в помощи преодоления барьеров, препятствующих получению им услуг:
· Код «К» — гражданин, использующий для передвижения кресло-коляску, нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) при передвижении вне дома, в самообслуживании и других действиях вне дома;
· Код «О» — гражданин с поражением опорно-двигательного аппарата нуждается в помощи посторонних лиц (персонала) в самообслуживании и других действиях вне дома;
· Код «С» — гражданин с нарушением зрения и слабовидящий ограничен в ориентации и нуждается в помощи (сопровождении) посторонних лиц (персонала) вне дома для передвижения и получения информации при обслуживании;
· Код «Г» — гражданин с нарушением слуха при формальных взаимоотношениях нуждается при обслуживании в услугах сурдопереводчика;
· Код «У» — гражданин с нарушением интеллекта ограничен в общении и контроле за своим поведением, нуждается в помощи (сопровождении) посторонних лиц (персонала).
Алгоритм оказания ситуационной помощи
СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ГРАЖДАН С ОГРАНИЧЕНИЕМ ПЕРЕДВИЖЕНИЯ (НА КОЛЯСКЕ, КОСТЫЛЯХ):
· специалист выходит на улицу, открывает входные двери;
· оказывает помощь при входе в здание Учреждения;
· уточняет, в какой помощи нуждается гражданин;
· помогает раздеться;
· узнает о цели посещения;
· сопровождает гражданина до кабинета специалиста;
· по окончании приема сопровождает до места, где оказывает помощь при одевании;
· при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
· оказывает помощь при выходе.
СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ГРАЖДАН С ПОРАЖЕНИЕМ
ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА:
· специалист выходит на улицу, открывает входные двери;
· оказывает помощь при входе в здание Учреждения;
· уточняет, в какой помощи нуждается гражданин, оказывает помощь при выходе;
· помогает раздеться;
· узнает о цели посещения;
· оказывает помощь при составлении письменных обращений (документов);
· помощь при самообслуживании;
· при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет, открывает и закрывает дверь;
· по окончании приема сопровождает до места, где оказывает помощь при одевании;
· оказывает помощь при выходе.
СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ГРАЖДАН С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ:
· специалист выходит на улицу, открывает входные двери;
· начинает разговор с прикосновения к плечу гражданина с нарушением зрения;
· уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с нарушением зрения, цель посещения;
· отделяет гражданина с нарушением зрения от основного потока движения других посетителей;
· оказывает помощь при входе в здание Учреждения;
· предлагает гражданину с нарушением зрения взять его за руку повыше локтя для того, чтобы во время движения гражданин с нарушением зрения был на полшага позади него;
· помогает раздеться;
· сопровождает гражданина с нарушением зрения до места оказания помощи, указывает ориентиры и описывает препятствия на пути движения;
· предоставляет информацию гражданину с нарушением зрения в доступной для него форме (выполненных рельефно – точечным шрифтом Брайля или с использованием иных способов дублирования);
· по окончании приема, сопровождает гражданина с нарушением зрения до места, где оказывает помощь при одевании;
· при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
· оказывает помощь при выходе из здания.
СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ГРАЖДАН С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА:
Для граждан с нарушением слуха ситуационная помощь заключается в помощи сурдопереводчика или специалиста, обученного основам жестовой речи, при общении и сопровождении гражданина по территории и зданию Центра.
Учитывая отсутствие сурдопереводчика в учреждении образования и при условии, что сурдопереводчик не сопровождает лицо с нарушением слуха, сотрудники учреждения предоставляют информацию гражданину с нарушением слуха письменным способом.
- уточняет в доступной для лица с нарушением слуха форме, в какой помощи он нуждается и цель посещения;
- при необходимости знакомит со всеми надписями в учреждении;
- сопровождает гражданина с нарушением слуха до места расположения структурного подразделения, предоставляет необходимую информацию гражданину с нарушением слуха в доступной для него форме;
- помогает заполнить необходимые документы
СИТУАЦИОННАЯ ПОМОЩЬ ДЛЯ ГРАЖДАН С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА:
· специалист оказывает помощь при входе в здание и выходе из здания;
- уточняет, в какой помощи нуждается гражданин с интеллектуальными нарушениями;
- сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места расположения структурного подразделения и предоставляет информацию в доступной для него форме о порядке оказания услуг и другой запрашиваемой гражданином информацией;
- по окончании приема, сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями до места одевания/раздевания;
- оказывает помощь при одевании/раздевании;
- при необходимости оказывает помощь при посещении туалета до входной двери в туалет;
- сопровождает гражданина с интеллектуальными нарушениями к выходу.
Контактные номера телефонов работников, за которыми закреплено оказание ситуационной помощи инвалидам:
- Карабельникова Екатерина Игоревна – заместитель директора по воспитательной работе – по телефону 4-49-74
В случае необходимости ситуационной помощи при посещении государственного учреждения образования «Краснобережская средняя школа Жлобинского района» просим предварительно сообщить о времени посещения инвалидом центра, сопровождающем его лице, характере и объёме требуемой помощи по номеру 4-49-74, 4-49-75